Мероприятие «Жители морей и океанов»
6 апреля 2011года.
Воспитательная работа. Творческое объединение «Флористика» руководитель: Никешина Ирина Ивановна
Предварительная подготовка:
Мероприятие проходило в детской библиотек с Красный Яр. В подготовке и проведении оказали помощь специалисты : Дробжева Татьяна Александровна, Плотцова Галина Михайловна, Тутаринова Наталья Николаевна.
Подготовка электронной презентации «Обитатели морей и океанов». Подборка литературы по теме. Краски, кисточки, баночки для воды,альбомы.
Цель: Познакомить с многообразием морских обитателей. Развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов. Бережное отношение к биоресурсам морей и океанов.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманный заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наестся, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Какая удивительная планета - Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы
Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем, кто обитает в морях.
- Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:
Если на карту Земли посмотреть
-Земли на земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться - вода!
- Посмотрите на карту и скажите, чего больше на нашей планете: суши или воды?
- Разнообразен живой мир морей и океанов. Ученые считают,
что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане.
В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих - киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы - белые акулы, прозванные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких рыбок как добычи.
- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы словесной викторины.
1. Эта рыба-разновидность сазана, которую разводят в прудах. (Карп)
2. Промысловая рыба, про которую говорят: «Как…в бочке» (Селедка)
3. Хищная большая рыба, обитает в океане. (Акула)
4. Морская рыба с плоским телом. (Камбала)
5. Про него написали, что ОН «Премудрый…» (Писарь)
6. Он под корягою сидит- усат, проворен и сердит. (Сом)
7. Зубаста , а не лает, тарашек догоняет… (Щука)
8.Вот рыбешка – неказиста, с чешуёю серебристой, лишь пригодна на посол, под картошечку – на стол… (Вобла)
9. Не «акула», не «пила», длинным носом- в рост пошла. (Севрюга)
10. На спине его огромной- можно строить аэродромы… (Кит)
11. Сунь ей палец - отгрызет, не кладите палец в рот.. (Пиранья)
12. Белый бочек, острый плавничок, полосатая спинка, колючая щетинка…(Судак)
-Молодцы!
А сейчас давайте ответим на вопросы Русалки.
Итак, « Викторина от русалки».
Кругом вода , а с питьем беда. (Море)
В огне не горит, а в воде не тонет. (Лёд)
В новой стене, в круглом окне. Днем стекло разбито, а ночью вставлено (Прорубь)
Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
Течёт, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит . ( Река)
Что в решете не унесёшь? (Вода)
День и ночь кричит, а голос не устает. (Водопад)
С неба пришел и в землю ушел. (Дождь)
Горя не знает , а слезы проливает. (Туча)
Без чего не умыться, не напиться? (Без воды)
Что в руках не удержать. (Воду)
Без рук, без ног, а бежит. (Река)
По морю идет, идет, а до берега дойдет, так и пропадет. (Волна)
Не огонь, а жжется (Лед)
Скатерть бела весь мир одела. (Снег).
Молодцы, вы правильно ответили.
А знаете ли вы для чего рыбам чешуя?
Тело у рыб мягкое. Для его защиты требуются твердые чешуйки. На самом деле чешуя – это часть рыбьей кожи. Чешуйки свободно скользят друг по другу, поэтому рыба может двигаться.
А знаете ли вы, что у рыб есть уши?
Когда рыба слышит голос или чьи- то шаги, она стремиться уплыть поближе ко дну. Хорошим слухом рыбы обязаны ушам, расположенным по бокам головы, однако рыбьи уши, в отличие от человеческих, снаружи не видны.
Как рыбы присматривают за своими детьми?
Большинство рыб мечут икру и больше не заботятся о потомстве. Вылупившись из икринки, малек сам должен добывать себе пищу. Но существуют рыбы, которые держат своих мальков во рту, чтобы защитить их от врагов.
Почему рак- отшельник меняет домики?
Рак- отшельник не имеет собственного домика. Он находит пустую раковину и поселяется в ней. Когда рак вырастет, он ищет раковину побольше.
Зачем раку клешни?
Клешни раку нужны, чтобы ловить рыб, головастиков и других мелких животных. Если рыба попалась крупная, краб отщипывает от нее кусочки при помощи маленьких клешней. Так ему легче есть . если добыча мала по размеру. Рак заглатывает ее целиком.
Знаете ли вы, что морская звезда отращивает новую конечность взамен утраченной?
Если у морской звезды оторвался один из лучей, на его месте вырастает новый. Морская звезда - сильное животное. Если оторвать все лучи, они все равно отрастут. Это происходит, даже если звезду разрезать пополам. Их одного отдельного луча может вырасти целая звезда.
А сейчас ребята давайте посмотрим электронную презентацию про обитателей морей и океанов.
(Презентация слайдов в сопровождении мелодичной музыки. Продолжительность 15 минут.)
А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать обитателей морей и океанов. Давайте возьмем альбомы, краски, кисточки и приступим к работе. А когда рисунки будут, готовы мы проведем конкурс рисунков, и самые лучшие ваши работы примут участие во «Втором Всероссийском конкурсе детского рисунка «Подводный мир моими глазами».
Организация выставки рисунков. Подведение итогов.
Участие приняли:
Крылова Марина, Степанова Анастасия, Фокина Наталья, Хамзаева Мария, Юсупова Татьяна, Тененкова Светлана, Баткалиева Вера, Леонтьева Людмила.